Дроны в горах: интересные факты на заметку

Дроны в горах: интересные факты на заметку

Введение

За последние пару лет дроны стали таким же важным элементом альпинистского снаряжения, как кошки и пуховые костюмы. Растущая потребность в профессиональных альпинистах и потенциальных альпинистах для документирования своих восхождений сделала их жизненно важным инструментом. Теперь каждый документальный фильм о горах в значительной степени опирается на эти высокотехнологичные устройства. Так например для съёмок документального фильма «The Ghosts Above» режиссер Ренан Озтюрк (Renan Ozturk) задействовал такие БЛА на немыслимых высотах, чтобы заснять восхождения альпинистов на Эверест и верхние части северной стороны.

Также помимо съёмки ландшафта и экстремальных кадров, дроны выступают как основной инструмент для предварительного ознакомления с маршрутом, чем помогли в нескольких успешных спасательных операциях.

Спасение на Броуд Пик и Нанга Парбат

Мы уже рассказывали об этом невероятном спасении. Летом 2018 года пилот беспилотника Бартек Баргель (Bartek Bargiel) приехал в Каракорум, чтобы снять лыжный спуск своего брата Анджея с К2. Но навыки пилотирования Бартека Баргеля случайно помогли спасти жизнь альпинисту Рику Аллену (Rick Allen) находящемуся в тот момент на соседнем Брод-Пике. При попытке открыть новый маршрут Аллен сорвался с ледяного обрыва. Вертолеты не добрались бы до него быстро, а поиск с земли заставил бы спасателей осуществлять поиск на ощупь по неизвестной опасной местности. В конечном итоге дрон Бартека вскоре обнаружил раненого альпиниста и привел к нему спасателей.

Что касается K2, то братья Баргил осуществили свои амбиции в одной из лучших экспедиций, которые когда-либо видела Дикая гора. Три дрона Бартека снимали подъём и спуск — один из них даже поднимался к самой вершине. Поскольку у него не было сил, чтобы снова спуститься вниз, бедному Анджею пришлось положить дрон в рюкзак во время своего исторического спуска на лыжах. Для того, чтобы дроны смогли покорять такие вершины, Бартек отключил электронные ограничения, что позволило им летать на высоте 8000 метров, которая, кстати, считается воздушным пространством для реактивных воздушных судов. В случае с альпинистом, Бартек даже приспособил свой Mavic Pro для доставки лекарства (см. фото ниже).

Спустя несколько месяцев Алекс Чикон (Alex Txikon) и его команда были переброшены по воздуху на К2 на Нанга-Парбат, где недавно пропали без вести Даниэле Нарди (Daniele Nardi) и Том Баллард (Tom Ballard) на Mummery Spur, очень сложном маршруте, постоянно охваченном лавинами, как показано на видео ниже. Txikon также использовал дроны для разведки Mummery Spur, но на этот раз безуспешно.

Известно, что тогда Алекс потерял один из своих дронов, банально из-за севшей АКБ, в результате чего дрон безвозвратно приземлился с большой погрешностью где-то в стороне от маршрута. Данный случай как раз подчёркивает главный недостаток беспилотных летательных аппаратов в высокогорье — их короткое время полёта, так как батареи очень быстро разряжаются на высоте и на морозе.

Почему не удалось спасти альпинистов на K2?

Это была основная причина, по которой беспилотники не были развернуты во время поиска пропавших без вести на К2 5 февраля. Потребовались бы мощные беспилотники и очень опытные пилоты, пояснила Мойра Ахмад (пресс-секретарь Семьи Садпара) ExplorersWeb. В любом случае зимние условия не позволили бы дронам нормально работать. «Причина не только в отрицательных температурах, — объяснила Мойра Ахмад, — спасательную операцию осложнял сильный ветер, который не позволял летать даже вертолетам».

Разрешение на полёт в горах

Помимо технологических ограничений на дроны действуют местные правила использования воздушного пространства. Две упомянутые выше поисковые операции, в которых главную роль сыграли дроны, произошли в Пакистане, куда альпинисты изначально привезли свои БПЛА для съёмок. В Пакистане правила в отношении дронов смягчены, поскольку устройства используются только для отдыха в изолированных горных районах и, прежде всего, вдали от военных баз. В Управлении по туризму Пакистана не было претензий касательно их использования, те не менее будет целесообразно заблаговременно уточнять возможность запуска БЛА у туроператоров или в Управлении гражданской авиации Пакистана.

Запуск дрона в Лунгдене (4375 м) по маршруту Эверест, 2014 год.

В Непале гораздо больше ограничений. По данным Управления гражданской авиации, малоразмерные дроны (легче двух килограммов) обычно не ограничиваются правилами, если они не летают более чем 120 метров над землей и на расстоянии 500 метров от пилота. Они также должны избегать мест с большим скоплением людей, частных и военных территорий. Те, кто намеревается использовать более крупные модели и летать далее 500 км — например, при подъёме на большие вершины — должны получить разрешение на съёмку в различных государственных учреждениях. Специализированные веб-сайты, такие как UAV Coach, отмечают, что даже небольшие дроны нуждаются в разрешении в определенных областях, таких как Заповедник Аннапурны.

Согласно форумам путешественников, процесс получения разрешения занимает не менее трёх дней, и его лучше всего проводить заранее через экспедиционные агентства.

Что на счёт полёта над Эверестом?

Тем не менее даже такие агентства борются с быстро меняющимися правилами, поскольку популярность дронов стремительно растёт. Лукас Фуртенбах (Lukas Furtenbach) использовал дроны в нескольких экспедициях, в том числе на Эверест более пяти лет назад. «С тех пор Непал изменил правила, — сказал Фуртенбах ExplorersWeb. «В настоящее время разрешение стоит около 5000 долларов, а дроны больше не допускаются к границе с Китаем, в том числе в районе Эвереста!» Данный факт чётко объясняет причину отказа от использования БЛА, командами Алекса Чикона и Йоста Кобуша в своих зимних экспедициях на Эверест в начале 2020 года.

Не смотря на такие сложности Лукас Фуртенбах всё же надеется расширить использование дронов в будущем. «В настоящее время мы работаем над проектом по использованию беспилотных летательных аппаратов с большой грузоподъёмностью для доставки кислорода и других материалов в высокогорные лагеря», — сказал он. «Идея состоит не в том, чтобы заменить шерпов, а в том, чтобы сделать их работу проще и безопаснее».

К чему готовиться в этом году?

Тем, кто надеется использовать дроны при возвращении в Непал после COVID, Дава Стивен Шерпа (Dawa Steven Sherpa) из Asian Trekking предлагает обновленную информацию: «В настоящее время они не запрещены», — сказал он ExplorersWeb. «Они ограничены, но на них можно получить разрешение. Проблема в том, что процесс подачи заявки на получение разрешения может длиться 45 дней и стоить до 18 000 долларов, поскольку в процессе участвуют девять различных министерств и государственных ведомств». К числу таких министерств относятся: Министерство информации и связи, Министерство гражданской авиации, лесного хозяйства, внутренних дел и обороны, Министерство археологии, Министерство национальных парков, Управление по развитию кинематографии и Управление гражданской авиации.

«Если вы знаете, как ориентироваться в этом, то вы сможете получить разрешение», — добавил Дава Стивен. «Это обычная часть моей работы, но это большая заноза в заднице и занимает от двух до трех часов в день для одного штатного сотрудника в течение 45 дней».

О попытках тайно пронести дрон

Что касательно попытки тайно пронести дрон, спрятанный в вашей личной сумке, подумайте об этом дважды! «В экспедициях вас будут проверять военные связисты и SPCC (Комитет по контролю за загрязнением Сагарматхи)», — сказал Дава Стивен. «В деревнях вас так же будет проверять полиция Непала, требуя показать беспилотник и разрешение на съёмку. Так же к ним присоеденятся лесники, разведчики и даже армия. Поэтому у нас мало шансов избежать наказания за не регистрируемые полёты над Эверестом».

На этом у нас всё. Если у вас есть, что сказать по теме, оставляйте свои комменты ниже. И оставайтесь с нами! Чтобы быть в курсе всех последних новостей о лучших беспилотных летательных аппаратах, слухов, анонсах и отзывах, а также следите за нами в нашей группе ВК. Летайте безопасно!