В чем разница: трикоптер, квадрокоптер, октокоптер, гексакоптер?

Почему квадрокоптер?

Интуитивно понятно, что квадрокоптером называют летательный аппарат с 4-мя пропеллерами/винтами и вертикальным расположением их осей. Тип мультикоптера определяется компоновкой рамы (лучей) и количеством двигателей/пропеллеров. Наиболее распространены коптеры, где число лучей равно числу пропеллеров:

1.Трикоптер (3 пропеллера)

Фото трикоптер

2. Квадрокоптер (4 пропеллера)

Фото квадрокоптер

3. Гексакоптер (6 пропеллеров)

Фото гексакоптер

4. Октокоптер (8 пропеллеров)

Фото октокоптер

В свою очередь, рамы могут иметь 3, 4, 6, 8, 10 и даже более лучей. Также возможны варианты соосного расположения двигателей на луче, но они используются редко. Приведем пример: если двигателей и пропеллеров 3, и расположены они на 3х лучах, то это — трикоптер, но если на ту же раму поставить соосно по два двигателя с пропеллерами на каждый луч, то это уже гексакоптер по схеме «Y» или «Y6» (или «соосный трикоптер», как будет угодно). То же касается квадрокоптера и октокоптера по схеме «X4» или «Х8».

*гексакоптер по схеме «Y» или «Y6»

гексакоптер по схеме «Y» или «Y6»

Различия

В чем же еще могут заключаться отличия между ними, кроме количества двигателей? Попробуем разобраться детальнее.

Трикоптеры («квадрокоптеры» и гексакоптеры по сх. Y3, Y4 и Y6 и Y4) — имеют специфичную конструкцию. При схеме Y3 в конструкции есть узел поворотного механизма двигателя хвостового луча/балки на основе сервопривода, что не добавляет надежности, но может добавить проблем при проектировании коптера. Небольшое количество двигателей обязывает увеличивать их мощность, т. е. большую подъемную силу для дополнительного оборудования трудно получить.

Трикоптер поворотный механизм

Однако есть любители подобных схем. Кто-то использует данную конструкцию из-за самолетно-вертолетного вида и режима полета, кто-то находит в нем схожесть с американскими «Osprey» и обыгрывает это в дизайне корпуса. Тем не менее, данная схема используются энтузиастами для развлечения, пилотажных трюков, полетов по камере (FPV) и съемок на легкие камеры типа GoPro.

Квадрокоптеры (реже октокоптеры по сх. X8) — наиболее популярная, простая и универсальная ветвь коптеров на данный момент. Отличаются дешевизной компонентов (относительно конечно), стабильностью, компактностью и минимумом размышлений над механикой. Тяговооруженность достаточна для использования подвесов с системными камерами и GoPro. В тоже время маневренность и вес еще позволяют ощутить задор и уверенность при пилотаже.

При грамотном подходе к постройке квадрокоптера тяги хватит на все оборудование, которое вам может пригодится, а времени полета для того чтобы получить удовольствие. Используя квадрокоптеры (например DJI, семейства «Phantom», который до сих пор пользуется высокой популярностью), можно достигать действительно впечатляющих результатов в аэросъемке. Также стоит отметить и высокую ремонтопригодность коптеров с 4мя лучами при падениях. Очень многие начинают именно с них, т.к. они и есть та самая «золотая середина» и поле для экспериментов.

квадрокоптер

Гексакоптеры и октокоптеры — самые стабильные, дорогие и тяжелые аппараты. Как правило, цель их появления — высококачественная съемка на профессиональные фото- и видеокамеры с использованием мощных двигателей, аккумуляторов и тяжелых подвесов.Т.е. это уже полноценная профессиональная рабочая съемочная техника, а не любительские экспериментальные конструкции.

Но чем сложнее оборудование, и чем в нем больше критически важных узлов, тем выше вероятность отказа всего устройства. В случае с мультикоптерами «гекса» и выше, бывают случаи, что при отказе одного из двигателей, коптер благополучно (не без нервов, конечно) садился на Землю-Матушку.