В чем разница: трикоптер, квадрокоптер, октокоптер, гексакоптер?

В чем разница: трикоптер, квадрокоптер, октокоптер, гексакоптер?

Почему квадрокоптер?

Интуитивно понятно, что квадрокоптером называют летательный аппарат с четырьмя пропеллерами/винтами и вертикальным расположением их осей. Тип мультикоптера определяется компоновкой рамы (лучей) и количеством двигателей/пропеллеров. Наиболее распространены коптеры у которых число лучей равно числу пропеллеров:

Трикоптер (3 пропеллера)

Фото трикоптер

Квадрокоптер (4 пропеллера)

Фото квадрокоптер

Гексакоптер (6 пропеллеров)

Фото гексакоптер

Октокоптер (8 пропеллеров)

Фото октокоптер

В свою очередь, рамы могут иметь 3, 4, 6, 8, 10 и даже более лучей. Также возможны варианты соосного расположения двигателей на луче, но они используются реже. Приведем пример: если двигателей и пропеллеров 3, и расположены они на трёх лучах, то это — трикоптер, но если на ту же раму поставить соосно по два двигателя с пропеллерами на каждый луч, то это уже гексакоптер по схеме «Y» или «Y6» (или «соосный трикоптер»). То же касается квадрокоптера и октокоптера по схеме «X4» или «Х8».

Гексакоптер по схеме «Y» или «Y6»

гексакоптер по схеме «Y» или «Y6»

Различия

В чем же еще могут заключаться отличия между ними, кроме количества двигателей? Попробуем разобраться детальнее.

Трикоптеры («квадрокоптеры» и гексакоптеры по схеме: Y3, Y4 и Y6 и Y4) имеют специфичную конструкцию. При схеме Y3 в конструкции есть узел поворотного механизма двигателя хвостового луча/балки на основе сервопривода (см.фото ниже), что не добавляет надёжности и может добавить проблем при проектировании коптера. Небольшое количество двигателей обязывает конструктора увеличивать их мощность, т. е. большую подъёмную силу для дополнительного оборудования в данном случае получить сложнее.

Трикоптер поворотный механизм

Однако есть любители подобных схем. Кто-то использует данную конструкцию из-за самолётно-вертолётного вида и режима полёта, кто-то находит в нем схожесть с американскими «Osprey» и обыгрывает это в дизайне корпуса. Тем не менее, данная схема используются энтузиастами для развлечения, пилотажных трюков, FPV полётов и съёмок на экшн камеры типа GoPro.

Квадрокоптеры (реже октокоптеры по схеме X8) — наиболее популярная, простая и универсальная ветвь коптеров на данный момент. Отличаются относительной дешевизной компонентов, стабильностью, компактностью и минимумом размышлений над механикой. Тяговооруженность достаточна для использования подвесов с системными камерами и GoPro. В тоже время маневренность и вес, всё еще позволяют ощутить задор и уверенность при пилотировании.

При грамотном подходе к постройке квадрокоптера, тяги хватит на всю полезную нагрузку, которая вам может пригодиться, а времени полёта, для того чтобы получить удовольствие от использования. Используя квадрокоптеры (например DJI, семейства «Phantom», который до сих пор пользуется высокой популярностью), можно достигать действительно впечатляющих результатов в аэросъёмке. Также стоит отметить и высокую ремонтопригодность коптеров с четырьмя лучами при крашах/авариях. Очень многие начинают именно с таких БПЛА, так как они являются той самой «золотой серединой» и полем для экспериментов.

квадрокоптер

Гексакоптеры и октокоптеры — самые стабильные, дорогие и тяжёлые аппараты. Как правило, цель их появления — высококачественная съёмка на тяжёлые профессиональные фото и видеокамеры. На таких беспилотниках применяются мощные моторы, аккумуляторы и громоздкие подвесы. Т.е. это уже полноценная профессиональная съёмочная техника, а не любительские экспериментальные конструкции.

Но чем сложнее оборудование, и чем больше в нём критически важных узлов, тем выше вероятность отказа беспилотного устройства. В случае с мультикоптерами «гекса» и выше, бывают случаи, что при отказе одного из моторов, коптер благополучно (не без нервов, конечно) осуществлял мягкую посадку.