Fusionflight AB5 JetQuad: первый в мире реактивный БЛА с вертикальным взлётом и посадкой на диз.топливе

Fusionflight AB5 JetQuad: первый в мире реактивный БЛА с вертикальным взлётом и посадкой на диз.топливе

О разработчике

FusionFlight Inc. — аэрокосмический стартап, базирующийся в Далласе, штат Техас, США. Компании четыре года, и она стремится вывести границы технологии беспилотников на совершенно новый уровень. Основная задача FusionFlight, показать, что потенциал современных электрических беспилотников сильно ограничен из-за низкой энергоёмкости традиционных элементов питания. Поэтому FusionFlight создал первый в мире реактивный БЛА с вертикальным взлётом и посадкой на дизельном топливе — AB5JetQuad.

FusionFlight строит полностью автономные воздушные суда, которые используют реактивные двигатели для контроля ориентации, вертикального и горизонтального полёта. Их последний прототип, AB5 JetQuad, представляет собой компактный четырёх моторный реактивный беспилотник работающий на дизельном топливе, который представляет собой смену парадигмы в современной технологии беспилотных летательных аппаратов.

AB5JetQuad

AB5 JetQuad «Везделет» — это новый тип воздушного судна. Разрабатывается с 2016 года. Это не квадрокоптер, не вертолёт, и не самолёт. В основе четыре реактивных двигателя с микротурбинами (малые реактивные двигатели) суммарной мощностью 200 лошадиных сил в режиме «газ в пол», где каждый из которых работает в купе с запатентованной системой управления вектором тяги (Thrust Vectoring Systems (TVS)). Беспилотник использует, так называемую H-конфигурацию — первая в истории конфигурация, в которой для обеспечения вертикального и горизонтального полёта, а также для полного управления положением воздушного судна задействованы исключительно реактивные двигатели. Результатом такого подхода является компактный, полностью автономный, дизельный беспилотный летательный аппарат, способный взлетать и приземляться практически с любой поверхности и осуществлять полёт на высоких скоростях с большой полезной нагрузкой.

Системой управления вектором тяги (TVS)

Высокоточная система управления вектором тяги (TVS) предлагает беспрецедентные преимущества по сравнению с современными мульти-коптерами. TVS приводятся в действие сервомоторами с высоким крутящим моментом, которые имеют показательно быстрое время отклика, по сравнению с силовой установкой построенной на электродвигателях с пропеллерами, используемой в настоящее время на беспилотниках. В результате JetQuad стал более гибким и более управляемым. TVS также во время горизонтального полёта, позволяет направлять выхлопные газы двигателя всех четырех турбин в направлении кормы дрона. Следовательно, JetQuad может использовать мощность всех четырех двигателей и достигать максимальных скоростей, недостижимых для VTOL воздушных судов аналогичного размера.

Компактный и лёгкий

AB5 JetQuad специально разработан таким образом, что его может без труда переносить один человек. Пустой и разгруженный дрон весит 22.7 килограмма и имеет удобные поручни для удержания. Кроме того, небольшая площадь беспилотника означает, что его можно перевозить с использованием наиболее распространенных наземных транспортных средств. Серийная версия JetQuad будет содержать убирающееся шасси, оснащённое ударно-пружинными системами для дополнительной амортизации БЛА во время посадки и обеспечения дополнительной гибкости при взлёте и посадке с неровной поверхности.

Полезная нагрузка

Изящная и плоская конфигурация JetQuad обеспечивает как высоко аэродинамический горизонтальный полёт, так и способность приспосабливаться к различным полезным нагрузкам. Полезные нагрузки различного веса и размеров могут быть легко установлены спереди, сзади и сверху. Очень большие полезные нагрузки могут быть легко установлены под беспилотником в конфигурации, очень похожей на систему NASA Mars Curiosity Rover Sky Crane.

В конфигурации «Sky Crane» JetQuad будет зависать на высоте около 4.5 метров в месте спуска полезной нагрузки и медленно опускать её на землю, используя четыре электрических барабана. Системы векторизации тяги разработаны с учётом отвода всех горячих газов от транспортного средства во время его зависания, что полностью исключает возможность разрушения полезной нагрузки и шасси как в течение всего полёта, так и процессе спуска доставляемых грузов. Кроме того, реактивные двигатели могут также генерировать много бортового электричества для питания сложных систем компьютерного зрения, необходимых для безопасной работы такого высокоскоростного дрона.

Простота и масштабируемость

Простота

Дрон имеет модульную конструкцию, где каждый модуль может быть разобран и заменен при минимальных усилиях. Вся конструкция дрона содержит только восемь движущихся компонентов — четыре турбины и четыре серводвигателя. Такое небольшое количество движущихся частей приводит к превосходной надёжности и снижению производственных затрат, особенно по сравнению с вертолётом того же класса. Для сравнения, вертолёты могут иметь сотни движущихся частей и требуют частого и зачастую дорогостоящего обслуживания.

Масштабируемость

Простота дизайна AB5 JetQuad также приводит к масштабируемости. Уменьшенная версия JetQuad, оснащенная с большими топливными баками, позволяет размещать весь спектр реактивных двигателей авиационного класса. Такой беспилотник может поддерживать миссии сверхтяжёлой грузоподъёмности без дорогостоящей аренды аналогичного (по размеру) вертолёта.

Разработчик также акцентирует внимание, что аналогичная, но уже увеличенная платформа позволяет построить первую летающую машину, у которой нет внешних пропеллеров; которая будет выглядеть и восприниматься как обычный автомобиль и сможет парковаться на стандартном парковочном месте.

Уровень шума

Очевидно, что четыре реактивных двигателя будут довольно шумными. Согласно спецификации, показатель шумности прототипа JetQuad приблизительно равен 120 дБ (при нахождении в непосредственной близости с дроном). Однако разработчик уточняет, что занимается изучением ряда существующих технологий подавления шума, например специально разрабатываемые системы впуска, выпуска и активное шумоподавление с использованием бортовых динамиков. В связи с чем отмечается, что будущие версии JetQuad, безусловно, будут более тихими благодаря этим технологиям.

Спецификация

Разработчик:
FusionFlight Inc

Модель:
AB5

Объём топливного бака:
19 л

Вес топлива:
18 кг

Сухой вес дрона:
22.6 кг

Вес полезной нагрузки:
18 кг

Общ.взлётный вес:
58.967 кг

Общ. тяга при взлёте:
72.57 кг

Тяга к весу при взлёте:
1.2

Макс. мощность силовой установки:
200 л.с.

Продолжительность полёта (в режиме Loiter):
30 мин

Продолжительность полёта (с круизной скоростью):
15 мин

Скорость в круизном режиме:
482 км/ч

Дальность полёта (туда и обратно):
40 км

Размеры дрона (Д/Ш/В):
121.92 × 121.92 × 60.96 см

Расход топлива:
1.1 л/мин

Потолок над уровнем моря (теоретическая):
9144 м

Перспективы

Полученные разработчиком результаты были реализованы посредством начального инвестирования в размере 50 000$ от компании GTD Capital. Согласно информации размещенной на сайте FusionFlight, все поставленные цели были выполнены в полном объёме. Сегодня разработчик готов перейти к следующему этапу развития проекта, в связи с чем находится в активном поиске венчурных капиталистов для инвестирования (в сериях А/В) в FusionFlight Inc. Потенциальные инвесторы смогут приобрести акции компании, а также могут стать членами совета директоров компании. Финансирование будет направлено в разных направлениях. Первым делом планируется создание предприятия и закупка необходимого оборудования, чтобы обеспечить точное производство беспилотных летательных аппаратов JetQuad. Кроме того, будут созданы ещё несколько дополнительных прототипов для подготовки к переходу создания серийной модели. Затем планируется расширение маркетингового потенциала, чтобы оперативно увеличить продажи заинтересованным сторонам.

Видео

Видео первых тестов первого в мире реактивного беспилотника работающего на дизельном топливе AB5 JetQuad «Везделет».